Школа DJ. Простейшие скрэтчи. Часть 1

Введение

В 1969 году DJ Kool Here изобрел особый метод манипуляции виниловыми пластинками, который получил название «cutting breaks». Используя две одинаковые пластинки, он добавлял в микс перкуссию, переключаясь с одной «вертушки» на другую. Таким образом, родился новый стиль, который получил название «хип-хоп». Вскоре была выпущена модель проигрывателя грампластинок Technics SL-1200 Mark II, оснащенная специальным прямым, а не ременным приводом (как это было на остальных проигрывателях), которая позволяла манипулировать пластинками гораздо более точно и быстро. Надо сказать, что эти вертушки существуют до сих пор и являются непревзойденными в данном классе. На них работают многие известные ди-джеи, в том числе Paul Oakenfold, Tiesto и.т.д. Скрэтчинг — это искусство управления звуком вручную, при этом кроесфейдер используется для редактирования аудио. Ди-джей выбирает только один звук из целой песни и работает с ним, превращая его в самостоятельный ритм: он «на лету» редактирует выбранный сэмпл, подмешивая его к основной песне и повторяя этот отрывок несколько раз. Сэмпл проходит под иглой проигрывателя, а затем ди-джей возвращает пластинку на исходное место, чтобы повторить процесс. То есть рукой, которая лежит на пластинке, вы можете изменять скорость воспроизведения сэмпла, манеру, питч и.т.д, а второй рукой, с помощью кросфейдера, изменять его атаку, затухания и прочее. Таким образом, создается живое действие, уникальный звук, причем это делается непосредственно во время проигрывания сета. Живое действие интересно публике, потому что оно разнообразит сменяющиеся друг за другом фонограммы, поэтому скрэтчинг столь популярен и востребован. Этот метод, прежде всего, получил распространение в хип-хопе: это было связано с тем, что в данном стиле темп музыки немного ниже, чем, скажем, в музыке «хаус», поэтому остается достаточно «пространства», где можно «улучшить песню, добавив в нее вокальные отрывки или другие фразы. Скрэтчи могут состоять из нескольких разных аудиофрагментов и применяются для того, чтобы придать сету целостность. Однако, чтобы завоевать уважение публики, вам не обязательно чересчур усложнять свой сет при помощи всевозможных скрэтчей, или превращать его в чисто скрэч-сэт (перебор со скрэчем быстро утомляет публику), этот инструмент призван лишь украсить вашу игру и внести в нее элемент живого выступления и импровизации. Скрэтчинг можно применять не только в хип-хопе, но и в других стилях современной популярной музыки. Ди-джей, умеющий выполнять скрэтчинг, легко заставит всех присутствующих танцевать. Главное здесь — чувство ритма; если оно у вас недостаточно развито, постоянно работайте над ним и только после этого пробуйте свои навыки на аудитории.

Оборудование

Чтобы выполнять скрэтчинг, вам потребуется пара виниловых вертушек, диджейский микшерный пульт с кросфейдером, пара специальных скрэчевых игл и пара слипматов. Конкретные рекомендации по конкретным моделям оборудования будут даны несколько позже. Начнем со слипматов. Слипматы являются очень важным компонентом, который позволяет проталкивать пластинку вперед и назад на необходимое расстояние, причем благодаря отсутствию трения между ней и вращающейся основой у вас появляется возможность делать это очень быстро. Слипмат обязательно должен быть сухим. Запаситесь достаточным количеством слипматов, собираясь выступать в клубе, как правило, их приходится достаточно часто менять из-за влажности. Если слипмат перестает свободно скользить, подложите под него специальную подкладку из тонкого пластика. Очень часто они идут в комплекте к слипматам. В крайнем случае, возьмите пластиковый пакет обрежьте его по размеру слипмата и поместите на опорный диск проигрывателя. Какую то конкретную модель слипматов порекомендовать сложно, тут каждый выбирает под себя. Многие очень положительно отзываются о слипматах со специальными дырками по радиусу….говорят, они лучше скользят.

Проигрыватели

Проигрыватель должен быть оборудован хорошим, стабильным тонармом это необходимо, чтобы игла оставалась в дорожке даже в самых сложных ситуациях — например, во время диджейских конкурсов, когда высокий темп работы и неизбежное сценическое волнение влияют на точность ваших действий. Тонарм должен быть достаточно тяжелым (в идеале его следует отрегулировать в соответствии с тем, как это описано в руководстве пользователя; но это не является непременным условием). Наилучшие результаты вы сможете получить, используя проигрыватель с прямым приводом, так как модели с ременным приводом слишком долго разгоняются до необходимой скорости. Что такое прямой привод? Это значит, что мотор вращает пластинку напрямую, без «посредников». такие модели разгоняются практически ментально. Время — важный фактор для скрэтчинга, так как все должно происходить очень быстро. Безусловно непревзойденными вертушками для скрэтча до сих пор являются Technics SL-1200. Так же неплохи специальные скрэтчевые вертушки Vestax PDX-2000. Они обладают прямым тонармом и могут играть даже при наклоне в 45 градусов что безусловно положительно влияет на устойчивость иглы.

Иглы

В освоении методов скрэтчинга самое трудное — научиться работать так, чтобы игла не выскакивала из дорожки. Поскольку вы будете проталкивать пластинку вперед и назад рывками, то игла поначалу будет неизбежно выскакивать из дорожки, но со временем вы научитесь удерживать ее в треке. Кроме того, вся рабочая поверхность должна быть устойчивой: скрэтчинг у вас не получится, если стол, на котором установлены деки, шатается. Так же не рекомендуется подкладывать под вертушки различные мягкие подкладки, как это зачастую делается в клубах. Скрэтчу это только вредит, а так же делает практически невозможной технику битджанглинга (beat-juggling), о которой мы поговорим в следующих статьях :-). Если же дека стоит абсолютно устойчиво, а игла все равно выскакивает из дорожки, как вы ни стараетесь работать аккуратно, то замените иглу на более тяжелую. Очень рекомендуются для скрэтча иглы Shure M 44-7, Vestax VR-7S, Ortofon Scratch а так же специальные металлические держатели для игл.

Микшер
Микшер также очень интенсивно используется при скрэтчинге, так что выбирайте надежную модель с хорошим кросфейдером. Все фейдеры должны перемещаться быстро и плавно. Вокруг них должно быть достаточно свободного песта, чтобы вам было удобно работать с ними, в противном случае вы будете постоянно задевать другие переключатели. Безусловно лучший скрэтч микшер – Vestax PMC-05 Pro2 он оснащен тяжелым маленьким кросфейдером, который прекрасно скользит, идеально держится в руке и ОЧЕНЬ удобен в работе.

Пластинки
Для освоения различных вариантов скрэтчинга вам пригодятся пластинки серии «battle records»: они предназначены для диджейских конкурсов и содержат наборы семплов и ритмических рисунков. Такие пластинки обычно продаются в музыкальных магазинах, специализирующихся на музыке в стиле «хип-хоп» (смотрите juno.co.uk). Другое название этой категории записей — «battle weapons» или «scratch records».

Движения
Ди-джеи, играющие музыку в стиле «хип-хоп», оказали, что проигрыватель грампластинок это не просто воспроизводящее устройство, а целый музыкальный инструмент! Методы «игры» на этом инструменте имеют свои особенности: ди-джей достаточно резко обращается с вращающейся на «вертушке» пластинкой и манипулирует уровнем громкости аудиосигналов при помощи фейдеров. Эти базовые методы были впоследствии расширены. Ди-джей, выполняющий скрэтчинг, должен иметь отличное чувство ритма и выработать великолепную координацию движений. Поэтому, если вы хотите достичь успеха в этом непростом деле, помните, что вам потребуется методичный подход и терпение. При скрэтчинге происходит следующее: вы проталкиваете звук (сэмпл, т.е. некий выбранный фрагмент записи) вперед и назад под иглой «вертушки», и всякий раз, когда вы прокручиваете его вперед (по часовой стрелке), вы слышите звук так, как он звучит на пластинке, а когда «проматываете» под иглой назад, то сэмпл звучит «задом наперед». Чем быстрее вы проталкиваете пластинку, тем выше становится звук, а чем медленнее — тем ниже. Если это делать ритмично, то в самой простой форме скрэтча вы получаете звук «чакка-чакка». Этот простейший скрэтч называется «детским» (Baby Scratch). Положение вашего тела также имеет большое значение для того, как у вас получается скрэтчинг: вы должны чувствовать себя удобно, у вас должно быть достаточно места для движения, поэтому не забивайтесь в угол. Обычно при скрэтчинге ди-джею требуется быстро перемещаться от одной деки к другой или от деки к микшеру и обратно. Кстати, даже название стиля «хип-хоп» отображает этот факт: «hop» по-английски значит «прыгать». Очень важно следить за тем, как располагается ваша рука на пластинке. Прежде всего, вам должно быть удобно. Начните искать правильное положение следующим образом. Положите ладонь плоско на пластинку. Ваша рука (от кисти до плеча) должна находиться на той же линии, что и ладонь. Ладонь и предплечье должны располагаться на одном уровне и горизонтально. Переместите свое туловище влево и вправо, чтобы найти абсолютно удобное для вас положение относительно руки, находящейся на пластинке. Теперь приподнимите кисть руки, чтобы только пальцы касались пластинки, при этом предплечье должно повторять направление штрихов (т.е. ваших движений). Встаньте так, чтобы чувствовать себя удобно и свободно. Подвигайте кистью руки, лежащей на пластинке, прокручивая тем самым пластинку вперед и назад. Наблюдайте за своей кистью и предплечьем, чтобы запомнить, какие части руки используются в движении. Попытайтесь «качать» пластинку вперед и назад от локтя, чтобы ваше туловище оставалось неподвижным, а вся работа выполнялась Совет: потратьте достаточно времени на то, чтобы сперва научиться выполнять все движения плавно, и только после того, как вы сможете при любых обстоятельствах удерживать иглу в дорожке, начинайте работать более энергично. при помощи предплечья и кисти. Теперь постепенно начинайте добавлять в это движение свое тело. Чем больше вы двигаетесь в соответствии с ритмом, тем лучше ритм, который вы можете создавать в своей игре. Вы можете двигаться много, но так, чтобы это не мешало движениям вашей руки, работающей с виниловой грампластинкой. Как только вы включили свое тело в движение и научились управлять своей рукой так, что игла перестала выскакивать из дорожки, наступает время обратить внимание на положение ваших ног. Многие думают, что это действительно важно, я же считаю, что главное, что б вам было удобно :-)

Типы скрэчей
Baby Scratch самый простой вид скрэтча. Он выполняется при полностью открытом фэйдере. Техника очень проста. Просто водите пластинку вперед-назад. Увеличивая скорость и резкость получим следующий вид - scribble scratch. Следующие два элемента выполняются уже с помощью кросфейдера. Это forward scratch и chop. Смысл первого заключается в проигрывании сэмпла с начала и до конца (или не до конца, а только нужную его часть) несколько раз подряд. Поставьте иглу на начало сэмпла. Закройте фэйдер. Далее, откройте фэйдер и отпустите пластинку. В конце сэмпла закройте фэйдер и перемотайте пластинку на начало сэмпла. По началу может показаться, что это бесполезная вещь, но попробуйте сделать это под музыку и вы поймете, как это можно использовать. Chop – то же самое что и форвард, только при открытии фейдера звук нужно не просто проиграть, а провести его рукой вперед. Фактически это тот же baby scratch только в момент отвода пластинки назад мы закрываем кросфейдер. Стоит заметить, что не стоит пренебрегать работе над этими видами скрэтча, т.к они являются ОСНОВОЙ более сложных скрэтчей, которые вам предстоит освоить. Потрудитесь научиться делать их так, что б они «отскакивали от зубов».

Примеры в архиве baby scratch, scribble scratch, forward scratch, chop. 686.05 кб

http://ifolder.ru/3267367

В следующей статье мы остановимся на более сложных типах скрэтча.

Удачи!   

При написании статьи частично использованы материалы журнала IN-OUT #2 2007г.